Курс "Профинжиниринг": ранняя профориентация
дошкольников на инженерно-технические специальности
дошкольников на инженерно-технические специальности
Трифонова Наталия Тагировна,
методист ГБОУ лицей № 82
Петроградского района Санкт-Петербурга,
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
методист ГБОУ лицей № 82
Петроградского района Санкт-Петербурга,
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация. Курс «Профинжиниринг» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) формирует представления о профессиональной деятельности взрослых с ориентацией на инженерно-технические специальности. В статье описан опыт создания условий для допрофессионального самоопределения в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: профинжиниринг, ранняя профессиональная ориентация.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего и полноценного развития. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.
В рамках лаборатории образовательных инноваций в ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга создан курс "Профинжиниринг: от ранней профориентации до самоопределения учащихся». Ключевой характеристикой инновационной работы лицея является непрерывность относительно уровней общего образования. Создание вариативной образовательной среды позволяет проектировать образовательную и карьерную траектории обучающихся на разных ступенях обучения. Поэтапное включение мероприятий профориентационной направленности в образовательный процесс способствует эффективному самоопределению выпускников и формированию у них мотивации к карьерному росту с ориентацией на инженерно-технические специальности. Преемственность ранней профориентации структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» лицея является первым звеном в профессиональном самоопределении.
Курс «Профинжиниринг» формирует у дошкольников представления о профессиональной деятельности взрослых с ориентацией на инженерно-технические специальности, эмоциональное отношение к профессиональному миру, предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условия для допрофессионального самоопределение дошкольников. Основные направления работы на первой ступени профессионального развития - профессиональное воспитание и профессиональное информирование. Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых как педагогов, так и родителей.
Курс "Профинжиниринг" состоит из трех блоков:
1. теоретический блок (формирование представления детей о профессиях с ориентацией на инженерно-технические специальности, их социальной значимостью и содержанием);
2. практический блок (создание условий для приобретения допрофессиональных знаний и умений через посещения музеев, интерактивных мероприятий, экскурсий, концертов);
3. познавательно-исследовательский и проектный блок (участие детей в данных видах деятельности).
В теоретическом блоке для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций и видеоматериалов).
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непрерывно-образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности педагога с детьми и в процессе совместной деятельности с семьей. Особое внимание уделяется усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Обращаем внимание на инженерно-технические специальности в профессиональной сфере (какое оборудование или инструменты нужны в данной профессии? кто их придумал? кто обслуживает или ремонтирует?). Непрерывно-образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, специальной одежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, просмотром мультфильмов о профессиях и видео-экскурсий на предприятия, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. При этом в курсе учитываются возрастные особенности детей.
Во втором блоке, практической деятельности, все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. К приближению работы взрослых к детям относятся встречи с людьми разных профессий, экскурсии, «погружение в профессию» через интерактивные мероприятия. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – экскурсии и интерактивные мероприятия, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Помощь в организации практической части курса оказывают родители и становятся активными участниками образовательного процесса. Правильно выстроенная система работы с родителями способствует повышению ожидаемых результатов. Для родителей написаны рекомендации по организации практического блока. Список экскурсий носит рекомендательных характер, может меняться от пожеланий родителей и их возможностей. Возможна замена выездной экскурсии на виртуальную (в сети Интернет в домашних условиях).
Третий блок — это познавательно-исследовательская и проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную деятельность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Вместе с родителями дети находят ответы на вопросы. Затем оформляют работу с помощью рисунков, плакатов, а в старшем возрасте используют презентации. Но самое главное и сложное в этом возрасте – защита проектов. Дети самостоятельно представляют свою работу. Для тех детей, кому сложно рекомендуем использовать прием синквейна. Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. Таким образом, дошкольники получают первый опыт публичного выступления.
Таким образом, на протяжении 4 лет (от младшей до подготовительной группы) педагоги дошкольного образовательного учреждения создают условия для допрофессионального самоопределения с ориентацией на инженерно-технические специальности. Перед дошкольниками не стоит задача выбора профессии, но именно на этом этапе закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. К переходу на вторую ступень образования (в начальную школу) дети знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, называют профессии разных сфер и могут дать логическое обоснование необходимости инженерно-технических специальностей в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по существенным признакам, называют профессионально важные качества представителей разных профессий, выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат), моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, а также у детей появляется первый опыт подготовки и защиты своей познавательно-исследовательской или проектной деятельности.
Литература
Ключевые слова: профинжиниринг, ранняя профессиональная ориентация.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего и полноценного развития. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.
В рамках лаборатории образовательных инноваций в ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга создан курс "Профинжиниринг: от ранней профориентации до самоопределения учащихся». Ключевой характеристикой инновационной работы лицея является непрерывность относительно уровней общего образования. Создание вариативной образовательной среды позволяет проектировать образовательную и карьерную траектории обучающихся на разных ступенях обучения. Поэтапное включение мероприятий профориентационной направленности в образовательный процесс способствует эффективному самоопределению выпускников и формированию у них мотивации к карьерному росту с ориентацией на инженерно-технические специальности. Преемственность ранней профориентации структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» лицея является первым звеном в профессиональном самоопределении.
Курс «Профинжиниринг» формирует у дошкольников представления о профессиональной деятельности взрослых с ориентацией на инженерно-технические специальности, эмоциональное отношение к профессиональному миру, предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условия для допрофессионального самоопределение дошкольников. Основные направления работы на первой ступени профессионального развития - профессиональное воспитание и профессиональное информирование. Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых как педагогов, так и родителей.
Курс "Профинжиниринг" состоит из трех блоков:
1. теоретический блок (формирование представления детей о профессиях с ориентацией на инженерно-технические специальности, их социальной значимостью и содержанием);
2. практический блок (создание условий для приобретения допрофессиональных знаний и умений через посещения музеев, интерактивных мероприятий, экскурсий, концертов);
3. познавательно-исследовательский и проектный блок (участие детей в данных видах деятельности).
В теоретическом блоке для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций и видеоматериалов).
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непрерывно-образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности педагога с детьми и в процессе совместной деятельности с семьей. Особое внимание уделяется усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Обращаем внимание на инженерно-технические специальности в профессиональной сфере (какое оборудование или инструменты нужны в данной профессии? кто их придумал? кто обслуживает или ремонтирует?). Непрерывно-образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, специальной одежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, просмотром мультфильмов о профессиях и видео-экскурсий на предприятия, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. При этом в курсе учитываются возрастные особенности детей.
Во втором блоке, практической деятельности, все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. К приближению работы взрослых к детям относятся встречи с людьми разных профессий, экскурсии, «погружение в профессию» через интерактивные мероприятия. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – экскурсии и интерактивные мероприятия, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Помощь в организации практической части курса оказывают родители и становятся активными участниками образовательного процесса. Правильно выстроенная система работы с родителями способствует повышению ожидаемых результатов. Для родителей написаны рекомендации по организации практического блока. Список экскурсий носит рекомендательных характер, может меняться от пожеланий родителей и их возможностей. Возможна замена выездной экскурсии на виртуальную (в сети Интернет в домашних условиях).
Третий блок — это познавательно-исследовательская и проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную деятельность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Вместе с родителями дети находят ответы на вопросы. Затем оформляют работу с помощью рисунков, плакатов, а в старшем возрасте используют презентации. Но самое главное и сложное в этом возрасте – защита проектов. Дети самостоятельно представляют свою работу. Для тех детей, кому сложно рекомендуем использовать прием синквейна. Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. Таким образом, дошкольники получают первый опыт публичного выступления.
Таким образом, на протяжении 4 лет (от младшей до подготовительной группы) педагоги дошкольного образовательного учреждения создают условия для допрофессионального самоопределения с ориентацией на инженерно-технические специальности. Перед дошкольниками не стоит задача выбора профессии, но именно на этом этапе закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. К переходу на вторую ступень образования (в начальную школу) дети знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, называют профессии разных сфер и могут дать логическое обоснование необходимости инженерно-технических специальностей в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по существенным признакам, называют профессионально важные качества представителей разных профессий, выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат), моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, а также у детей появляется первый опыт подготовки и защиты своей познавательно-исследовательской или проектной деятельности.
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000
- Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции, 2017
- Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Изд.: АРКТИ, 2013
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005